Таможенный консалтинг (ТамКон)
таможенное оформление
организация перевозок
программы для электронного декларирования
since 1998

8 трендов, которые изменят автоперевозки и таможенное оформление грузов из Китая

тренды в автоперевозках и таможенном оформлении грузов из Китая

Главная майская новость в российско-китайских транспортных отношениях подсказала нам тренды, которые значительно изменят реалии рынка таможенного оформления и перевозок в ближайшие несколько лет.

18 мая 2018 года стартовал международный тестовый автопробег, организованный совместно министерствами транспорта России и Китая в рамках развития транспортного коридора «Азия-Европа».

Автопробег для тестовой доставки пассажиров и реальных грузов от поставщика к заказчику по расчетам организаторов завершится 29 мая в Новосибирске:

  • 6 грузовых автомобилей и 2 автобуса,
  • 12 дней и 6000 км
  • Далянь – Инкоу - Маньчжурия (КНР) – Забайкальск – Чита - Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск – Кемерово - Новосибирск.

автопробег Далянь - Новосибирск, май 2018

Официальный комментарий к новости о майском автопробеге на сайте Минтранса о цели проекта:

«В марте этого года Министерства транспорта России и КНР согласовали и парафировали новый проект Соглашения … о международном автомобильном сообщении. ... Оно станет прорывным, потому что впервые в истории позволит российским и китайским автотранспортным компаниям свободно перемещаться по территории двух стран и осуществлять погрузку и разгрузку в любой точке Китая и России соответственно».

«Функционирование транспортного коридора будет способствовать укреплению сотрудничества Москвы и Пекина, а также содействовать развитию транспортной инфраструктуры, созданию производственных мощностей, наращиванию инвестиций и торговли».

Что стоит за общими фразами?

Автопробег - плод проекта под названием «Один пояс – один путь», инициированного КНР в 2010-х в развитие идеи древнего Шёлкового пути в направлении большей части Евразии.

Знаковые для России события этого проекта

2012 год - Россия и Китай подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве «в торговой, экономической, военной, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в сфере ядерной энергетики и других отраслях».

TIR2016 год – Китай присоединяется к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, которая была принята под эгидой ООН в 1975 году с целью создания системы, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении автотранспортными средствами границ государств-участников.

На сегодняшний день карта присоединившихся к Конвенции МДП стран выглядит так:

карта стран, присоединившихся к Конвенции МДП

Для справки:

Международная система таможенного транзита с применением книжки МДП обеспечивает безопасный транзит с предоставлением международной гарантии по маршруту, проходящему по территории нескольких государств с различным уровнем развития национальных и региональных процедур транзита.

Особенно эффективно ее применение при пересечении границ, где национальные процедуры прекращают свое действие.

2018 год - Китай и Россия согласовали проект вышеупомянутого Соглашения о международном автомобильном сообщении (подписание планируется на июнь 2018 года).

Стороны также приступили к работам по пилотному внедрению и испытанию спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и БЭЙДОУ и договорились до конца мая 2018 года завершить оснащение автотранспорта, организовать межсерверный обмен данными и приступить к эксплуатации системы.

Какие изменения это несет пользователям грузового автомобильного транспорта?

До сих пор, поскольку Китай не являлся участником Конвенции МДП, при перевозке груза автотранспортом между Китаем и Россией происходила его перевалка и таможенное оформление на границе КНР в Манчжурии или Урумчи.

Затем груз попадал на промежуточные склады, где перегружался на российские (Россия присоединилась к конвенции в 1983 году), монгольские (Монголия присоединилась к конвенции в 2003 году) или казахские (Казахстан присоединился к конвенции в 1995 году) машины для доставки до конечного получателя в стране-участнике Конвенции МДП.

Выход на рынок китайских перевозчиков, которые теперь в рамках Конвенции МДП смогут доставлять грузы от производится получателю «до двери» по территории ЕС и ЕАЭС, радикально изменит технологии автоперевозок из Китая следующим направлениям:

8 ближайших трендов:

  1. Классическое страхование грузов. На данный момент в цепочке поставок используются несколько агентов и сложный процесс терминальной обработки. Исключение этого этапа должно, с одной стороны, снизить величину страховых ставок, а с другой – породить выход на рынок страховщиков, которые по этой причине ранее отказались страховать перевозки из Китая.
  2. Переход рисков выявления противоправных действия при таможенном оформлении с приграничных таможенных органов на внутренние таможни.
  3. Ценообразование перевозок. С потерей актуальности транзитных операций на границе постепенно закончится эпоха приграничного беспредела – неоправданной стоимости обработки товаров на приграничных складах. А если сократятся сроки и стоимость автоперевозок, увеличатся объемы перевозки «режимных» грузов: экзотических фруктов, мороженого, свежемороженой рыбы, а также опасных грузов, которые не принимает железная дорога.
  4. Повышение конкурентного давления со стороны китайских перевозчиков приведет к уменьшению стоимости автоперевозок и перераспределению части грузопотоков с железнодорожного на автомобильный транспорт.
  5. В IT-индустрии, обслуживающей логистические потоки начнется взаимное проникновение программных средств, позволяющих наладить предварительное информирование и отслеживание грузов.
  6. Появление новых каналов получения информации участниками транспортного процесса (мессенджеров или интернет-каналов), которые позволят держать в курсе новостей о происходящем на границе, поскольку нагрузка на пункты пропуска вырастет многократно. 
  7. Мощнейшее развитие экспресс-перевозчиков, которые доставляют товары для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах, в рамках «экспериментального» (по приказу ФТС от 24.11.2017 № 1861) оформления без сложной системы транзитов.
  8. Дальнейший рост доли «белого» импорта и удорожание схем незаконного ввоза, в связи с параллельным запуском в Китае цивилизованного оформления грузов и обмена статистической и оперативной информацией с сопредельными государствами, в том числе и с Россией.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB эта публикация в Facebook
или поделитесь с друзьями

​ Facebook VKontakte Email Addthis


Читать другие статьи

23.05.2018