Таможенный консалтинг (ТамКон)
таможенное оформление
организация перевозок
программы для электронного декларирования
since 1998

Довольно интересный анализ Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р

Довольно интересный анализ документа под название дорожная карта, принятого Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р
Что изменилось за один год ?


http://провэд.рф/custom-house/national/7218-kak-vzlohmatity-dopozhnuyu-kaptu.html

На прошлой неделе прошли два знаковых события по Дорожным картам. Во-первых, постановлением Правительства была утверждена вторая версия ДК «Совершенствование таможенного администрирования». Причесанный вариант выглядит намного интересней, хотя по-прежнему вызывает вопросы. Во-вторых, газета «Ведомости» провела очередную конференцию, где чиновники и представители бизнеса высказались по существу проделанной работы.

 

Учитывая оба обстоятельства, мы посчитали логичным подытожить результаты работы по Дорожной карте версии 1.0. Итак, что было запланировано и исполнено, с небольшими комментариями. 

2. Сокращение количества сведений в транзитной декларации до 15 (или менее) для перевозок по книжкам международной дорожной перевозки.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Это единственный пункт Дорожной карты, для выполнения которого не потребовалось ровным счетом ничего. Когда пришла пора отчитываться, ФТС сделала круглые глаза и сказала: так у нас по Кодексу (ст. 182) и так предусмотрено всего 12 сведений. И это - чистая правда. Для чего было принимать пункт в такой формулировке, так и останется загадкой для историков. По иронии судьбы с 1 декабря необходимость в книжках МДП может и вовсе исчезнуть.

3. Обеспечение наличия в пунктах пропуска предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории, при условии подачи данной информации в органы ФТС России.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Обязательность внедрения предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска с 17.07.2012 была предусмотрена Решением КТС от 09.12.2011 №899, т.е. за полгода до утверждения ДК. Зачем понадобилось вносить в нее уже принятое решение  – еще одна загадка. Тем не менее, дискуссии по исполнению этого пункта продолжались несколько месяцев. Дело в том, что то ли по невнимательности, то ли по забывчивости, в формулировке пункта не указали, что речь идет именно об автомобильных пунктах пропуска. Таким образом, это мероприятие как бы в полной мере должно быть реализовано в морских, воздушных и железнодорожных пунктах пропуска, что на тот момент – к счастью! - даже не планировалось. Это дало повод для публичной (вплоть до самого высокого уровня) критики ФТС.

По мнению ФТС, внедрение ПИ в АПП дало положительный результат в виде сокращения сроков проведения таможенными органами операций по проведению государственного контроля до 40 минут. Так это или нет, сказать объективно невозможно, это всего лишь слова руководителей службы. Однако,  мы изучили методику, по которой ФТС подсчитывает это время и нашли в ней некоторые изъяны.

Какова доля изъятых по методике исключений - 10 процентов, 20, 50? - боюсь, не знают даже в ФТС, а без этих данных говорить о коренном улучшении ситуации в АПП просто некорректно.

Поэтому мы пошли другим путем. По логике вещей, при сопоставимости интенсивности грузопотока, сокращение сроков проведения операций должно привести к решению проблемы, хорошо известной перевозчикам – ликвидации очередей. Согласно имеющейся информации этого не произошло. Вот график помесячной динамики грузовой очереди на самом крупном МАПП Северо-Запада Торфяновка за 2012 и 9 месяцев 2013 года. Счет равный. Динамики к улучшению нет.

 

4. Использование предварительной информации в рамках системы управления рисками для принятия решений о выпуске.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Даже специалисту сложно понять, о чем речь. Спустя год ПИ используется лишь при совершении таможенных операций прибытия и выдачи разрешения на таможенный транзит. ФТС издала приказ №1345 от 05.07.2012, определяющий порядок использования ПИ в рамках СУР. Насколько это помогло самим таможенникам – бизнесу знать не положено, да и ни к чему. Перевозчики же на себе это не почувствовали, обо всем, что им предстоит пройти в пункте пропуска, они узнают непосредственно от инспектора.

17 в. Обеспечение передачи на федеральном уровне в ФТС России сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым контрактам, представляемых при таможенном декларировании, в электронном виде, в режиме времени, близком к реальному.

Отказ от требования по представлению паспорта сделки при декларировании товаров, вне зависимости от заявляемой таможенной процедуры, с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке

Обеспечение передачи на федеральном уровне в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку России и уполномоченными банкам

Отказ от требования по представлению участниками ВЭД в уполномоченные банки бумажных копий деклараций на товары, получаемых от ФТС России, в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. ФТС и банки наладили электронный взаимообмен, это да. Но, несмотря, на предпринятые в целях реализации данного пункта меры, говорить о существенном улучшении жизни участника ВЭД не приходится. Паспорт сделки получать все равно надо. Его формализация в электронный вид занимает у специалиста по таможенному оформлению около одной минуты. Бумажный вид инспектор все равно желает видеть на посту и бумажный же экземпляр со штампом выпуска декларант у себя имеет. Скан этого документа декларант все равно шлет в банк. Так что электронное декларирование и документооборот в полном понимании этого словосочетания пока остается иллюзией.

17 д. Подготовка предложений, разработка и утверждение единого административного регламента по реализации государственных функций (услуг) по выдаче единого разрешительного документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. ФТС предложения выдвинула. Однако, по нашим сведениям, решения пока нет, вопрос находится «на паузе».

26. Применение отраслевого подхода в рамках системы управления рисками.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Да, ФТС в конце прошлого года издала ряд нормативных документов, определив в «зеленый сектор» производителей и экспортеров отечественной продукции, а также импортеров рыбы и мяса. Вопрос включения двух последних категорий отраслевиков лоббировался вполне конкретными ассоциациями и вызвал череду скандалов. Пока на этом дело и затихло. С точки зрения полезности этих нововведений, отметим, что никаких особенных упрощений для претендентов в «зеленый сектор» не устанавливается.  

37. Разработка системы ключевых показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга».

39. Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, предусматривающего проведение предварительных консультаций с общественными объединениями.

Статус мероприятия: выполнено.

Комментарии. Это был один из неудачных первых блинов. Принятое без обсуждения с бизнесом постановление Правительства вызвало бурные протесты. ФТС встала намертво, посчитав данный пункт выполненным, а все желаемые изменения  предложила вносить уже через редактирование Дорожной карты. На том и остановились .

Пунктом 40 ДК предусмотрен мониторинг исполнения запланированных мероприятий. Однако, пробелы есть и там.

Не исполненные в срок мероприятия будут реализованы в рамках уже обновленной версии Дорожной карты.

Несмотря на то, что далеко не все гладко, работа проделана колоссальная. Ее итоги покажет свежий рейтинг Doing Bussines, который должен выйти в октябре. Позиция России в рейтинге, по нашим оценкам, должна в этот раз улучшиться, а конец 2013 года и 2014 год будет самым насыщенным по мероприятиям Дорожной карты.

10.10.2013